План противоэпидемических состояний мероприятий в МДОУ "Детский сад №29" на 2020 год
- ЦАРАПИНЫ И ССАДИНЫ
- ПИЩЕВЫЕ ОТРАВЛЕНИЯ
- ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ В ДОМАШНЕЙ АПТЕЧКЕ
- ПЕРЕЛОМЫ И ВЫВИХИ
- СХЕМА ЧИСТКИ ЗУБОВ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ
- ПРОФИЛАКТИКА ГРИППА
- ОСТРЫЕ ДЕТСКИЕ ИНФЕКЦИИ
- ГИГИЕНА ПОЛОСТИ РТА
- ЧТОБЫ ЗУБКИ БЫЛИ ЗДОРОВЫМИ
- ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ
Осанкой принято называть манеру человека стоять, сидеть, ходить. Осанка может быть правильной и неправильной.
Правильной осанкой называют привычную позу непринуждённо стоящего человека, обладающего способностью без усилий (естественно) держать прямо корпус и голову. У обладающего правильной осанкой лёгкая походка, плечи слегка опущены и отведены назад, грудь чуть выдвинута вперёд, живот подтянут, ноги в коленных суставах выпрямлены. Не умеющий правильно держать своё тело стоит и ходит на полусогнутых ногах, ссутулившись, опустив голову и плечи, выпятив живот. Это не только некрасиво, но и вредно. При плохой осанке затрудняется деятельность внутренних органов.
Нарушения осанки у ребёнка могут возникнуть, если он постоянно спит на слишком мягкой, провисающей постели, если во время прогулок вы держите его за одну и ту же руку, если мебель для занятий не соответствует его росту, если он носит тесную одежду, боком или, сгорбившись сидит за столом, читает или рисует лёжа в постели.
Сформировать у ребёнка правильную осанку или исправить её недостатки (нарушения) помогут специальные упражнения. Выполнять их можно в любое удобное время: вместе с комплексом утренней зарядки, на оздоровительных тренировках, на прогулках. Успех будет зависеть от продолжительности и регулярности занятий.
Корригирующие упражнения желательно делать несколько раз в день. Длительность интервалов отдыха между выполнением разных упражнений — 3-5 секунд. Время удержания статических положений следует наращивать постепенно: от 3-4 до 15 секунд. Амплитуда движений также постепенно увеличивается до максимально возможной величины. Все упражнения выполняются в медленном темпе.
Упражнения для укрепления мышц спины.
«Рыбка». И. п. — лечь на живот, руки вытянуть вперёд. На счёт «раз» — поднять голову, верхнюю часть туловища, руки, ноги; на счёт «два» — принять исходное положение.
«Морская звезда». И. п. — лечь на живот, руки вытянуть вперёд. На счёт «раз» — поднять голову, верхнюю часть туловища, руки, ноги; на счёт «два» — развести руки в стороны, ноги врозь; на счёт «три» — руки вперёд, ноги вместе; на счёт «четыре» — принять исходное положение.
«Кораблик». И. п. — лечь на живот, руки отвести назад, пальцы переплести. На счёт «раз» — поднять голову и плечи, прогнуться, руки назад; на счёт «два — семь» — держать принятое положение; на счёт «восемь» — принять исходное положение.
«Плавание брассом». И. п. — лечь на живот, руки вытянуть вперёд. На счёт «раз» — поднять голову, верхнюю часть туловища, руки; на счёт «два — семь» — движения руками, имитирующие плавание брассом; на счёт «восемь» — принять исходное положение.
«Ныряльщики за жемчугом». И. п. — лечь на живот, руки вытянуть вперёд, ладони вместе. На счёт «раз» — поднять голову, верхнюю часть туловища, руки, ноги; на счёт «два — семь» — попеременные движения ногами вверх-вниз; на счёт «восемь» — принять исходное положение.
Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса.
«Русалочка». И. п. — встать на колени, руки — в стороны. На счёт «раз, два» — сесть на правое бедро, правую руку дугой вниз-влево; на счёт «три, четыре» — принять исходное положение; на счёт «пять — восемь» — то же в другую сторону.
«Катамаран». И. п. — сесть на коврик, руки в упоре сзади, ноги слегка приподнять. На счёт «раз — шестнадцать» — имитировать нажимы ногами на педали.
«Медуза». И. п. — лечь на спину, ноги врозь, руки в стороны-вверх. На счёт «раз» — группировка лёжа на спине: ноги согнуть, обхватить голени руками, голову поднять (когда начинается шторм, медузы сжимаются в комочек и опускаются на дно); на счёт «два, три» — держать принятое положение; на счёт «четыре» — принять исходное положение (когда шторм прекращается, медузы всплывают на поверхность).
«Кальмар». И. п. — сесть, руки в упоре сзади. На счёт «раз» — согнуть ноги, притягивая колени к груди; на счёт «два» — разогнуть ноги в стороны-вверх; на счёт «три» — ноги вместе; на счёт «четыре» — принять исходное положение.
«Кит». И. п. — лечь на спину, руки — к плечам. На счёт «раз, два» — сесть, руки вверх; на счёт «три — шесть» — потрясти расслабленно кистями («кит пускает фонтан»); на счёт «семь, восемь» — принять исходное положение.
Комплекс «Красивая осанка».
«Выпрямляем спинку». И. п. — сесть на пятки, руки — в стороны. На счёт «раз» — согнув руки в локтях, соединить их за спиной (правую руку сверху, левую — снизу), переплести пальцы; на счёт «два, три» — держать принятую позу; на счёт «четыре» — принять исходное положение; на счёт «пять — восемь» — то же, поменяв положение рук.
«Напрягаем ручки». И. п. — сесть по-турецки, руки — сзади, пальцы переплести. На счёт «раз» — глубокий наклон вперёд, руки назад-вверх; на счёт «два, три» — держать принятую позу; на счёт «четыре» — принять исходное положение.
«Расправляем плечи». И. п. — сесть по-турецки, руки — за головой. На счёт «раз — четыре» — пружинисто отвести локти назад; на счёт «пять» — сделать глубокий наклон вперёд, отводя локти назад; на счёт «шесть, семь» — держать позу; на счёт «восемь» — принять исходное положение.
«Красивые наклоны». И. п. — сесть, руки — в упоре сзади. На счёт «раз» — глубокий наклон вперёд, обхватить стопы руками; на счёт «два, три» — держать позу; на счёт «четыре» — принять исходное положение.
«Прогибаемся назад». И. п. — лечь на живот, руки в стороны. На счёт «раз, два» — в упоре на бёдрах прогнуться назад, подняв согнутые в коленях ноги; на счёт «три — шесть» — держать позу. На счёт «семь, восемь» — принять исходное положение.Данные комплексы не обязательно выполнять все и полностью за один раз. Можно делать один комплекс в день, последовательно меняя их.
По материалам из книги Копылова Ю.А., Полянской Н.В. "Физическое воспитание ослабленных детей", 2004 г.
- ПЛОСКОСТОПИЕ
Профилактика плоскостопия
Плоскостопие — деформация стопы, характеризующаяся уплощением её сводов. Обнаружить плоскостопие несложно — достаточно посмотреть на влажный отпечаток стопы ребёнка на бумаге.
Косолапость, отклонения стоп наружу или внутрь при ходьбе и стоянии могут также свидетельствовать о плоскостопии. Обследуйте обувь Вашего малыша — не стираются ли они по внутренней стороне подошвы и каблука. Если да — у ребёнка плоскостопие. В старшем возрасте ребёнок сам может сказать о симптомах, по которым можно заподозрить плоскостопие: при ходьбе быстро утомляются ноги, появляются боли в икроножных мышцах, в области свода стопы.
Страдающие плоскостопием ходят, развернув носки, широко расставляя ноги, слегка сгибая их в коленных и тазобедренных суставах, при этом сильно размахивают руками.
Развитию плоскостопия у детей способствуют некоторые неблагоприятные факторы, ослабляющие в первую очередь мышцы и связки стопы. Этими факторами могут быть врожденная слабость связочного аппарата, снижение силы мышц после длительного пребывания в постели в результате болезни, вследствие перенесенных инфекций, при ожирении, общем плохом физическом развитии.
Развитие плоскостопия провоцируется ношением стоптанной или «нефизиологичной» обуви (с чрезмерно жёсткой или мягкой подошвой, без каблука), перегревом стопы в тёплое время года в валяной обуви, кедах или резиновых туфлях, а также привычкой ходить, широко разводя носки или расставляя ноги.
Как предупредить плоскостопие?
- Во-первых, вырабатывайте у ребёнка правильную походку, чтобы при ходьбе он не разводил носки, то есть не перегружал внутренние края стоп и поддерживающие их связки. В конце дня для расслабления мышц и снятия утомления полезны тёплые ванны для ног (температура воды 35-36 °С).
- Во-вторых, не забывайте при любом удобном случае предложить ребёнку походить босиком по неровной поверхности, по песку, пройти на цыпочках, попрыгать (мягко, на носках!). Если ребёнок достаточно закалён, летом побегайте с ним босиком по мокрой от росы или тёплого дождя траве. Ваше чадо получит несказанное удовольствие и заодно выполнит прекрасное упражнение не только против плоскостопия, но и для улучшения кровообращения в ногах.
Лечить плоскостопие, как и любое другое заболевание, труднее, чем предупредить. Поэтому, не пожалейте сил и времени на его профилактику!
- В-третьих, следите, чтобы стопы ребёнка не подвергались длительной чрезмерной нагрузке. Не рекомендуются длительная ходьба по твёрдому грунту, продолжительное стояние на одном месте, переноска тяжестей, т.о есть всё, что может привести к уплощению сводов стоп.
- В-четвёртых, правильно подберите обувь для ежедневного ношения и занятий физкультурой: она должна иметь плотную, но эластичную подошву, а внутри — специальные вкладыши-супинаторы.
- В-пятых, занимайтесь с ребёнком гимнастикой, укрепляющей своды стоп.
Комплекс упражнений для укрепления свода стопы.
Начинать выполнение комплекса рекомендуем с массажа стоп — поглаживания, растирания (основанием ладони, тыльной поверхностью полусогнутых пальцев) от пальцев к пяточной области. Так же массируйте и голени — от стопы к коленному суставу. Массаж желательно проводить и при появлении чувства утомления в ногах, после напряжённой мышечной работы (приёмам массажа научите ребёнка). Время массажа — 2-4 минуты. После массажа переходите к упражнениям. Упражнения выполняются босиком.
«Каток». Сидя на стуле, катать стопой мяч в направлении вперед-назад. Упражнение выполнять левой и правой ногой поочерёдно в течение 1 -2 минут.
«Сборщик».Сидя на полу (ноги полусогнуты в коленях), собирать пальцами одной ноги мелкие предметы, разложенные на полу (ластик, бумажный шарик, карандаш, губку), и складывать их в кучку. Время выполнения упражнения — 1 – 2 минуты. Затем упражнение повторить другой ногой.
«Художник». Карандашом, зажатым пальцами одной ноги, рисовать на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист второй ногой. Время выполнения упражнения — 30-50 секунд. Затем упражнение повторить другой ногой.
«Гусеница». Сесть на пол, ноги вытянуть вперёд (колени полусогнуты), пятки прижать к полу. Сгибая пальцы ног, двигать пятки вперёд, к пальцам ног, затем пальцы снова распрямить и движение повторить (имитируется движение гусеницы). Упражнение выполнить двумя ногами одновременно 30-50 секунд.
«Мельница». Сесть на пол, ноги вытянуть вперёд, колени выпрямить. Выполнять круговые движения стопой одной ноги сначала влево, затем вправо. Повторить другой ногой. Выполнить по 10-12 кругов в каждую сторону каждой ногой.
Кроме этих упражнений полезно также ходить на пятках, на носках, на внутренней и наружной сторонах стоп (по 30-50 секунд), ударять по футбольному мячу носком, внутренней стороной стопы, подъёмом (по 5-10 ударов каждой ногой), бегать с максимальной скоростью на короткие дистанции (до 30 м), делать с гантелями приседания, выпады вперёд попеременно левой и правой ногой.
После физкультурных занятий сделайте ребёнку массаж ног в течение 1 -2 минут, а потом предложите 2-3 минуты полежать расслабившись. На гимнастику надо тратить не меньше 10 минут, лучше выполнять её дважды в день. При этом не обязательно выполнять все упражнения на одном занятии.
01.03.2013
- РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ
ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЕТОДАМИ СЕМЕЙНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ.
- Постарайтесь создать чувство гордости тем, что вы «физически подготовленная семья» (можно даже изготовить соответствующие майки).
- Ограничьте время просмотра телевизора, заранее выбирайте программы, которые будете смотреть вместе.
- Устройте веселые соревнования, определите цели, к которым стремится семья в игровых паузах, и объявите о «награде» за достижение этих целей или хотя бы за усердие в их достижении. Используйте всё ваше воображение, чтобы сделать занятия веселыми, свободными от стрессов и неприятных неожиданностей.
- Научите вашего ребенка радоваться работе по хозяйству, а не уклоняться от нее. Способствуйте тому, чтобы он пользовался лестницами вместо лифтов и эскалаторов, научите его получать удовольствие от ловких, изящных движений собственного тела.
- Сделайте каникулы и отпуск в своей семье деятельными и активными. Прогулки пешком и на велосипеде, лодочные походы, катание на коньках, лыжные кроссы. Плавание и пробежки, которые постоянно сопутствуют каникулам, постепенно превращаются в привычку к физически активной жизни.
- Придумайте свои собственные игры – «Игры на кубок» или «Олимпийские игры» для своего ребенка и его друзей – такие, в которых выигрывают все.
01.02.2013
- СПОРТ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Ребенка дошкольного возраста можно научить многому, однако большие тренировочные нагрузки неокрепшему детскому организму чаще всего не под силу. Отдельные элементы спортивных занятий лучше всего осваивать с родителями. Гуляя с ребенком, необходимо дать ему возможность свободно бегать и прыгать. Прогулки сочетать с занятиями сезонными видами спорта.
Всем детям доступна ходьба на лыжах (по ровной местности, а также скатывание с небольших отлогих пригорков). При спуске ребенок скользит одновременно на обеих лыжах, ноги слегка согнуты в коленях, руки с палками одновременно выносятся вперед. К 4 годам ребенка можно научить надевать и снимать лыжи. Продолжительность лыжных прогулок должна быть не более 20 минут, а затем, когда ребенок немного освоится, они могут длиться 40-50 минут. На прогулках можно использовать «буксировку» (малыш стоит на лыжах, а родители –папа и мама –тянут его за палки или веревку, изображая паровоз с вагонами или буксир с баржей).
Катание на санках – самое доступное веселое развлечение, доступный вид физкультуры. Поднимаясь с санками на горку, ребенок совершает значительную мышечную работы, само катание доставляет удовольствие. Дети могут кататься на санках бесконечно, не замечая утомления, однако нужно следить, чтобы ребенок не падал с санок, а его одежда не промокала. Кататься малыш должен в положении на животе, чтобы во время «приземления» внизу не было сильных толчков в позвоночный столб (профилактика остеохондроза).
Летом можно учить ребенка катанию на роликовых коньках на асфальтированной дорожке (с 5 лет!). При этом необходимо защитить голову ребенка шлемом, а голову и коленные суставы – специальными защитными накладками.
Мощным фактором закаливания и средством физического воспитания является плавание. Если ребенок не посещал раньше бассейн в поликлинике (лозунг воспитания детей сейчас – «плавать раньше, чем ходить»), то можно обучать детей плаванию уже с 4-го года жизни. У детей с риском нарушения осанки предпочтительнее стиль «брасс».
Велосипед способствует укреплению мышц, тренировке равновесия, совершенствованию координации движений, воспитывает смелость, решительность. С 4 лет можно учить ребенка езде на двухколесном велосипеде (лучше, если у него широкие шины). Велосипед необходимо подбирать в соответствии с ростом ребенка. Для ребенка 4-5 лет расстояние от сиденья до опущенной вниз педали должно быть примерно 25 см, расстояние от руля до сиденья по вертикали не должно быть больше 18 см (для ребенка с нормальным физическим развитием). Обучая детей катанию на велосипеде, необходимо воспитывать у них внимание и дисциплинированность при езде, знакомить с правилами дорожного движения. Важно следить за правильностью посадки на велосипеде и осанкой. Для профилактики нарушений осанки рекомендуется устраивать перерыв в катании, во время которых малышу целесообразно заняться подвижными играми. Детям с нарушением осанки длительное катание на велосипеде не рекомендуется, равно как и детям с высоким риском сколиоза.
Кроме того, для воспитания правильной ходьбы и чувства равновесия необходимо учить ребенка ходить с параллельными стопами. Это можно делать на скамьях, ступеньках, стесанном бревне, начерченных мелом извилистых дорожках. Кромка тротуара – великолепное пособие для этого.
Для профилактики плоскостопия можно использовать любую «колючую» поверхность – вплоть до резиновых ковриков, о которые мы вытираем ноги, а также любые тренажеры, которые сейчас продаются.
Для воспитания осанки можно учить ребенка проползать под чем-либо (стул, стол и т.д.).
Точечный массаж Один из самых простых, эффективных и безвредных способов профилактики и лечения ОРЗ — это массаж особых зон на коже, которые связаны с важными регуляторами деятельности внутренних органов. Массаж повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов ребенка. Под воздействием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные "лекарственные" вещества, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.Приемы точечного массажа очень легко освоить взрослым, а затем научить детей.
Массаж рук
Цель:воздействовать через биоактивные точки пальцев на внутренние органы, вызвать ощущения легкости, радости.
- “Мыть” кисти рук, активно тереть ладошки до ощущения сильного тепла.
- Вытягивать каждый пальчик, надавливать на него.
- Фалангами пальцев одной руки тереть по ногтям другой, как по стиральной доске.
- Растирать “мочалкой” всю руку до плеча, с силой нажимать на мышцы плеча и предплечья; “смывать водичкой мыло”: одной рукой вести вверх, затем ладошкой – вниз и “стряхнуть воду”.
Массаж ушных раковин
Цель:вызвать образ любимой игрушки и в процессе игры воздействовать на слуховой аппарат и активные точки кишечника, которые находятся на ушных раковинах.
Ребенок, сидя по-турецки, “лепит” ушки для Чебурашки или для доброго, милого слона:
- поглаживает ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри, за ушами;
- ласково оттягивает ушные раковины вверх, вниз, в стороны (по 5-6 раз);
- нажимает на мочки ушей (“вешает на них красивые сережки”);
- лепит ушки изнутри (пальцами внутри раковины делает 7-8 вращательных движений сначала по часовой, затем против часовой стрелки – ушки будут чистыми и всеслышащими);
- с усилием “примазывает глину” вокруг ушных раковин – проверяет прочность, заглаживает поверхность вокруг ушных раковин на расстоянии 1- 1,5 см.
Массаж головы
Цель:Воздействовать на активные точки на голове, которые улучшают ток крови.
- Сильным нажатием пальцев ребенок имитирует мытье головы.
- Пальцами, словно граблями, ведет от затылка, висков, лба к середине головы, словно сгребает сено в стог.
- Совершает спиралевидные движения пальцами от висков к затылку.
- “Догонялки”. Сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре, “бегает” по поверхности головы.
- Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то убегают друг от друга, то догоняют.С любовью и лаской водит пальцами по волосам, словно расческой, представляя, что его “прическа самая красивая на конкурсе причесок
Массаж лица
Цель: предотвращать простудные заболевания, воздействуя на активные точки лица, вырабатывать умение управлять мимикой, “лепить” красивое лицо.
- Ребенок поглаживает лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивает по коже, словно уплотняя ее, чтобы она стала упругой.
- Надавливает пальцами на переносицу, на середину каждой брови, делая вращательные движения сначала по часовой стрелке, затем против нее (по 5-6 раз).
- С усилием, надавливая на кожу, рисует красивый изгиб бровей, затем щипками лепит густые брови (от переносицы к вискам).
- Мягко и нежно лепит глаза, надавливая на их уголки и расчесывая длинные пушистые реснички.
- Надавливая на крылья носа, ведет пальчики от переносицы к носовым пазухам, подергивает себя за нос: представляет, какой красивый нос Буратино у него получится